Экспертами первого вебинара стали психолог и преподаватель Ульяновского педагогического университета Ия Семёнова и учитель истории и обществознания из Санкт-Петербурга Елена Наймарк.
Какие психологические особенности общения педагога с детьми из детских домов существуют?
Исследования психологов показывают, что дети из детских домов отличаются в психологическом и физическом развитии от детей, растущих в семьях. Однако педагоги, при составлении обучающих, развивающих или коррекционно-развивающих программ, часто недооценивают специфики развития детей этой категории и требования к ним бывают завышены. Поэтому, педагоги в таких ситуациях могут чувствовать растерянность и обречённость на «неуспех».
Причина всему этому – депривация базовой потребности. Для счастливого развития и успешного обучения необходима крепкая связь, как между родителями, так и ребёнка с родителями. У детей из детских домов эта связь нарушена, отсюда и травмы развития.
Что необходимо делать педагогу при общении с ребёнком из детского дома?
- Обращаться к ребёнку необходимо адресно – по имени или ласково.
- Использовать двигательный компонент или телесный контакт (по возможности).
- Играть вместе – необходимо уделять огромное внимание развитию игровой деятельности, чтобы выработать это умение у ребёнка.
- Беседовать, обсуждать, анализировать, отвечать на его вопросы.
- Организовать совместные встречи (театр, кино, встречи со значимыми людьми). Здесь психолог Ия Семёнова предлагает приглашать выпускников детского дома, которые уже чего-то добились: успешно поступили в ВУЗ, нашли хорошую работу и любые другие достижения.
- Акцентировать внимание на каком-то герое – «положительном образе»: почему важно стремиться к образованности.
- Снижать значимость нежелательных проявлений – слабость и уязвимость героев.
Что можно почитать на эту тему?
- «Психическое развитие воспитанников детского дома», под ред. И.В. Дубровиной.
- «Психология сиротства», А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
- «Социализация личности и образования: от теории к практике»
- «Психология детей-сирот», Л.М. Шипицына
- «Кнопки мозга», Дж. Дэнисон
- «Детская психология: Учебное пособие», Д.Б. Эльконин.
- «В класс пришел приемный ребенок», Петрановская Л.
- «Дитя двух семей. Книга для приемных родителей», Петрановская Л.
- «Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения», Петрановская Л.
- «Пособие для приемных родителей», Петрановская Л.
- «Воспитание на основе здравого смысла» Рей Бёрк и Рон Херрон
- «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума», Эда Ле Шан
- « Как на самом деле любить своего ребёнка», Росс Кэмпбелл
- «Новые приемные родители», Патриция Котли
- «Ваш беспокойный подросток», Ф.Байярд
- «Дневники приемной мамы», Майя Ракита
- «Будь моей мамой. Искалеченное детство», Кэтти Гласс
- «Как говорить, что бы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили», Фабер, Мазлиш
- «Общаться с ребенком. Как?», Гиппенрейтер, Ю.Б.
- «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», Гиппенрейтер, Ю.Б.
- «Принять ребенка из детского дома. Информация для принимающих родителей», Губина Т.В.
- «Как справиться с плохим поведением хорошими методами», пер. с англ. Л.А. Бабук, Келли К.,
- «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. Если с ребенком трудно», Петрановская Л.
- «На стороне ребенка», «На стороне подростка», Франсуаза Дольто
- «Мальчик, которого растили как собаку», Брюс Перри, Майя Салавиц
Какие фильмы есть на эту тему?
1.«Блеф или с Новым годом»
2. «Джон» - документальный фильм
3. «Я убью тебя мама»
4. «Осторожно! Чувства»
5. «Ранние отношения»
6. «Белый олеандр»
7. «Я не вернусь»