Особенности общения педагога с детьми из детских домов

Особенности общения педагога с детьми из детских домов

Напомним, что «Профи-центр» работает не только с малообеспеченными семьями, но и сотрудничает с детскими домами и социально-реабилитационными центрами г. Ульяновска. Когда мы только начали работу движения «Педагоги-волонтёры России», многие преподаватели не имели ранее опыта работы с детьми из госучерждений, из-за чего возникало много вопросов и страхов. Именно поэтому эта тема и стала первой в нашей летней школе.

Экспертами первого вебинара стали психолог и преподаватель Ульяновского педагогического университета Ия Семёнова и учитель истории и обществознания из Санкт-Петербурга Елена Наймарк.


Какие психологические особенности общения педагога с детьми из детских домов существуют?

Исследования психологов показывают, что дети из детских домов отличаются в психологическом и физическом развитии от детей, растущих в семьях. Однако педагоги, при составлении обучающих, развивающих или коррекционно-развивающих программ, часто недооценивают специфики развития детей этой категории и требования к ним бывают завышены. Поэтому, педагоги в таких ситуациях могут чувствовать растерянность и обречённость на «неуспех».

Причина всему этому – депривация базовой потребности. Для счастливого развития и успешного обучения необходима крепкая связь, как между родителями, так и ребёнка с родителями. У детей из детских домов эта связь нарушена, отсюда и травмы развития.

Что необходимо делать педагогу при общении с ребёнком из детского дома?

  1. Обращаться к ребёнку необходимо адресно – по имени или ласково.
  2. Использовать двигательный компонент или телесный контакт (по возможности).
  3. Играть вместе – необходимо уделять огромное внимание развитию игровой деятельности, чтобы выработать это умение у ребёнка.
  4. Беседовать, обсуждать, анализировать, отвечать на его вопросы.
  5. Организовать совместные встречи (театр, кино, встречи со значимыми людьми). Здесь психолог Ия Семёнова предлагает приглашать выпускников детского дома, которые уже чего-то добились: успешно поступили в ВУЗ, нашли хорошую работу и любые другие достижения.
  6. Акцентировать внимание на каком-то герое – «положительном образе»: почему важно стремиться к образованности.
  7. Снижать значимость нежелательных проявлений – слабость и уязвимость героев.

Что можно почитать на эту тему?

  • «Психическое развитие воспитанников детского дома», под ред. И.В. Дубровиной.
  • «Психология сиротства», А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
  • «Социализация личности и образования: от теории к практике»
  • «Психология детей-сирот», Л.М. Шипицына
  • «Кнопки мозга», Дж. Дэнисон
  • «Детская психология: Учебное пособие», Д.Б. Эльконин.
  • «В класс пришел приемный ребенок», Петрановская Л.
  • «Дитя двух семей. Книга для приемных родителей», Петрановская Л.
  • «Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения», Петрановская Л.
  • «Пособие для приемных родителей», Петрановская Л.
  • «Воспитание на основе здравого смысла» Рей Бёрк и Рон Херрон
  • «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума», Эда Ле Шан
  • « Как на самом деле любить своего ребёнка», Росс Кэмпбелл
  • «Новые приемные родители», Патриция Котли
  • «Ваш беспокойный подросток», Ф.Байярд
  • «Дневники приемной мамы», Майя Ракита
  • «Будь моей мамой. Искалеченное детство», Кэтти Гласс
  • «Как говорить, что бы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили», Фабер, Мазлиш
  • «Общаться с ребенком. Как?», Гиппенрейтер, Ю.Б.
  • «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», Гиппенрейтер, Ю.Б.
  • «Принять ребенка из детского дома. Информация для принимающих родителей», Губина Т.В.
  • «Как справиться с плохим поведением хорошими методами», пер. с англ. Л.А. Бабук, Келли К.,
  • «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. Если с ребенком трудно», Петрановская Л.
  • «На стороне ребенка», «На стороне подростка», Франсуаза Дольто
  • «Мальчик, которого растили как собаку», Брюс Перри, Майя Салавиц


Какие фильмы есть на эту тему?


1.«Блеф или с Новым годом»
2021-08-09_07-42-52.png


  2. «Джон» - документальный фильм
джон.jpg


3. «Я убью тебя мама»
300b.jpg


4. «Осторожно! Чувства»


5. «Ранние отношения»


6. «Белый олеандр»
белый олеандр.jpg


7. «Я не вернусь»
не вернусь.jpg
Рассказать друзьям

Также посмотрите