Особенности общения педагога с детьми из детских домов

Особенности общения педагога с детьми из детских домов

Напомним, что «Профи-центр» работает не только с малообеспеченными семьями, но и сотрудничает с детскими домами и социально-реабилитационными центрами г. Ульяновска. Когда мы только начали работу движения «Педагоги-волонтёры России», многие преподаватели не имели ранее опыта работы с детьми из госучерждений, из-за чего возникало много вопросов и страхов. Именно поэтому эта тема и стала первой в нашей летней школе.

Экспертами первого вебинара стали психолог и преподаватель Ульяновского педагогического университета Ия Семёнова и учитель истории и обществознания из Санкт-Петербурга Елена Наймарк.


Какие психологические особенности общения педагога с детьми из детских домов существуют?

Исследования психологов показывают, что дети из детских домов отличаются в психологическом и физическом развитии от детей, растущих в семьях. Однако педагоги, при составлении обучающих, развивающих или коррекционно-развивающих программ, часто недооценивают специфики развития детей этой категории и требования к ним бывают завышены. Поэтому, педагоги в таких ситуациях могут чувствовать растерянность и обречённость на «неуспех».

Причина всему этому – депривация базовой потребности. Для счастливого развития и успешного обучения необходима крепкая связь, как между родителями, так и ребёнка с родителями. У детей из детских домов эта связь нарушена, отсюда и травмы развития.

Что необходимо делать педагогу при общении с ребёнком из детского дома?

  1. Обращаться к ребёнку необходимо адресно – по имени или ласково.
  2. Использовать двигательный компонент или телесный контакт (по возможности).
  3. Играть вместе – необходимо уделять огромное внимание развитию игровой деятельности, чтобы выработать это умение у ребёнка.
  4. Беседовать, обсуждать, анализировать, отвечать на его вопросы.
  5. Организовать совместные встречи (театр, кино, встречи со значимыми людьми). Здесь психолог Ия Семёнова предлагает приглашать выпускников детского дома, которые уже чего-то добились: успешно поступили в ВУЗ, нашли хорошую работу и любые другие достижения.
  6. Акцентировать внимание на каком-то герое – «положительном образе»: почему важно стремиться к образованности.
  7. Снижать значимость нежелательных проявлений – слабость и уязвимость героев.

Что можно почитать на эту тему?

  • «Психическое развитие воспитанников детского дома», под ред. И.В. Дубровиной.
  • «Психология сиротства», А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
  • «Социализация личности и образования: от теории к практике»
  • «Психология детей-сирот», Л.М. Шипицына
  • «Кнопки мозга», Дж. Дэнисон
  • «Детская психология: Учебное пособие», Д.Б. Эльконин.
  • «В класс пришел приемный ребенок», Петрановская Л.
  • «Дитя двух семей. Книга для приемных родителей», Петрановская Л.
  • «Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения», Петрановская Л.
  • «Пособие для приемных родителей», Петрановская Л.
  • «Воспитание на основе здравого смысла» Рей Бёрк и Рон Херрон
  • «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума», Эда Ле Шан
  • « Как на самом деле любить своего ребёнка», Росс Кэмпбелл
  • «Новые приемные родители», Патриция Котли
  • «Ваш беспокойный подросток», Ф.Байярд
  • «Дневники приемной мамы», Майя Ракита
  • «Будь моей мамой. Искалеченное детство», Кэтти Гласс
  • «Как говорить, что бы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили», Фабер, Мазлиш
  • «Общаться с ребенком. Как?», Гиппенрейтер, Ю.Б.
  • «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», Гиппенрейтер, Ю.Б.
  • «Принять ребенка из детского дома. Информация для принимающих родителей», Губина Т.В.
  • «Как справиться с плохим поведением хорошими методами», пер. с англ. Л.А. Бабук, Келли К.,
  • «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. Если с ребенком трудно», Петрановская Л.
  • «На стороне ребенка», «На стороне подростка», Франсуаза Дольто
  • «Мальчик, которого растили как собаку», Брюс Перри, Майя Салавиц


Какие фильмы есть на эту тему?


1.«Блеф или с Новым годом»
2021-08-09_07-42-52.png


  2. «Джон» - документальный фильм
джон.jpg


3. «Я убью тебя мама»
300b.jpg


4. «Осторожно! Чувства»


5. «Ранние отношения»


6. «Белый олеандр»
белый олеандр.jpg


7. «Я не вернусь»
не вернусь.jpg
Рассказать друзьям

Также посмотрите

Superjob.ru